Долговое финансирование имеет множество форм. В России наиболее часто используются долгосрочные кредиты и облигационные займы.
Неразвитая инфраструктура рынка ценных бумаг не позволяет средним компаниям работать с облигационными займами, да и экономические условия таких займов недостаточно выгодны. Для того чтобы компания могла эффективно привлекать средства на внешнем рынке, она должна проделать значительную работу по внутренней реорганизации и раскрытию информации.
Долгосрочное кредитование - менее затратный способ финансирования. Однако российские банки не готовы к нему, как и к кредитованию нового бизнеса. Им проще профинансировать краткосрочные торговые операции и обеспечить себе необходимую норму прибыли.
Кроме того, банки, как правило, выдвигают ряд дополнительных условий, например перевод оборотов в банк-кредитор или предоставление владельцами компании личных гарантий.
Еще один фактор, который должен учитывать менеджер, принимая решение о способе привлечения инвестиций, - это риск невыполнения своих обязательств перед инвесторами. В случае с долговым финансированием неуплата процентов повлечет за собой реализацию залога, а возможно, и возбуждение процедуры банкротства.
Инвестор, вложивший средства в уставный капитал компании, безусловно, более лояльно относится к ней, что, правда, не отражается на его мнении о результатах деятельности менеджера фирмы.
Таким образом, несмотря на кажущееся многообразие, у среднего и малого бизнеса есть не так много способов привлечения финансирования.